Предложения о развитии транспортной инфраструктуры города Новосибирска исходят из проблем ее современного состояния, основных направлений их решения, перспективных задач, определенных в разделе 3.
Предусматривается создание внешнего транспортного кольца, окружающего территорию планируемого развития города и образуемого:
Поэтапное формирование внешнего транспортного кольца позволит в перспективе:
Это обеспечит:
Предусматривается, что до 2015 года завершится строительство участка трассы северного объезда до примыкания с трассой М-51 в районе села Прокудское со всем комплексом транспортных сооружений, формирование транспортной развязки и въездной магистрали в город с северного направления. Это активизирует градостроительную деятельность на прилегающих территориях.
В последующие периоды получат дальнейшее развитие территории в зонах влияния восточного и южного объездов города по мере формирования внешнего транспортного кольца.
Планируется до 2030 года с учетом более отдаленного периода формирование городской улично-магистральной сети и транспортных сооружений, соответствующих параметрам и направлениям перспективного развития города и взаимосвязанных с внешними транспортными связями, которую образуют:
Местоположение городских магистралей, улиц и дорог различных категорий на территории города в увязке с функциональным зонированием сети на период до 2030 года отображено на карте-схеме планируемой магистральной улично-дорожной сети на период до 2030 года (приложение 17).
5.4.4.1. Городские магистрали непрерывного движения рассматриваются в качестве главных элементов транспортно-планировочного каркаса территории, а их формирование – как важнейший фактор устойчивого развития города на длительную перспективу.
Исходя из данной принципиальной установки Генерального плана города Новосибирска, конфигурация и параметры магистралей транспортно-планировочного каркаса приняты и планируются с достаточным «запасом прочности», расчетом на увеличение транспортных потоков в будущем, а также с учетом повышения требований к надежности, комфортности и безопасности транспортного движения, развития скоростных видов транспорта, усиления значения социально-экономического фактора – экономии времени на передвижения в пространстве города.
Планировочная структура магистралей непрерывного движения предусматривает создание нескольких взаимосвязанных между собой и различных по конфигурации коридоров (трасс) – кольцевых, радиальных и хордовых.
Планируется формирование 6 кольцевых, нескольких радиальных и 5 хордовых основных транспортных коридоров (приложение 18).
5.4.4.2. Центральное транспортное кольцо.
Его образуют магистрали и мосты, объединяющие наиболее плотно застроенные территории правобережной и левобережной частей города:
5.4.4.3. Южное транспортное кольцо.
В его состав входят магистрали и мосты, связывающие между собой территории Южного правобережного и Юго-западного левобережного секторов:
5.4.4.4. Юго-восточное транспортное кольцо.
Оно создает контур территории Южного левобережного планировочного сектора и образуется коридорами магистралей южного и восточного транспортных колец и магистралью, проходящей по восточным границам города от транспортной развязки в районе поселка Барышево до примыкания к Бердскому шоссе в районе Нового поселка.
5.4.4.5. Северо-восточное транспортное кольцо.
Его образуют магистрали, объединяющие между собой удаленные территории Северного, Восточного и части Южного планировочных секторов города:
5.4.4.6. Западное транспортное кольцо.
Включает в себя магистрали, связывающие между собой территории Западного и Юго-западного левобережного планировочных секторов вдоль границ города:
5.4.4.7. Радиальные транспортные коридоры.
К ним относятся магистрали, улицы и мосты, обеспечивающие транспортные связи центральной части города с территориями правобережной и левобережной частей.
В левобережной части города:
В правобережной части радиальные транспортные коридоры образуются:
5.4.4.8. Хордовые транспортные коридоры.
Хордовые транспортные коридоры обеспечивают скоростную транспортную связь, минуя основные застроенные территории, между удаленными планировочными районами, выходы к аэропортам, крупным пригородным зонам массового отдыха и поселениям и образуются планируемыми городскими магистралями в увязке с внешними автомобильными дорогами.
Связи «север-восток-юг-запад» правобережной и левобережной частей города обеспечивают следующие хордовые транспортные коридоры:
5.4.5.1. Одна из основных задач Генерального плана города Новосибирска по стратегическому развитию улично-магистральной сети заключается в определении параметров и конфигурации оптимальной транспортно-планировочной структуры города с учетом перспектив ее формирования.
Практическим результатом планирования является установление границ транспортных коридоров градоформирующих магистралей и транспортных сооружений, которые в процессе дальнейшей детализации (при разработке проектов планировок) получат свое закрепление в форме выделения красными линиями территорий общего пользования.
Это позволит сохранить их незастроенными для решения задач территориального планирования и осуществления мероприятий по их реализации.
5.4.5.2. Планируемые параметры улично-магистральной сети учитывают динамику изменения показателей уровня автомобилизации и направления перспективного развития функционально-планировочной структуры города.
При определении планировочных параметров улично-магистральной сети учтены материалы:
Размещение скоростных магистралей и транспортных сооружений предусматривается с учетом особенностей современного состояния территории, а именно:
Планируемая площадь территорий для размещения улично-магистральной сети на 2030 год принята в размере 5600 га, что в общем балансе территорий составляет 8,8 % (это более чем в 3 раза превышает существующий показатель по городу Новосибирску).
Классификация магистралей отображена на карте-схеме планируемой магистральной улично-дорожной сети на период до 2030 года (приложение 19).
5.4.5.3. Поэтапное формирование улично-магистральной сети города с созданием планируемых мостов и магистралей, реконструкцией существующих городских магистралей и местных улиц и дорог позволит:
Создание единой транспортной системы города обеспечит:
Планируется, что до 2015 года завершится формирование первоочередных основных транспортных магистралей и сооружений, в том числе:
5.4.5.4. Особое градостроительное значение имеет строительство «Бугринского» (Оловозаводского) мостового перехода через реку Обь.
Его отсутствие приводит к значительным перепробегам автотранспорта, обуславливает низкую среднюю скорость движения транспорта и не позволяет осваивать перспективные площадки для жилищного и социально-культурного строительства. Ожидается, что ввод в эксплуатацию нового автодорожного мостового перехода через реку Обь приведет к значительному сокращению времени на перевозки и будет способствовать интенсификации производственных, хозяйственных и торговых связей между правобережной и левобережной частями города Новосибирска. Расчетная интенсивность движения автомобилей по мосту на 2015 год составляет 92000 автомобилей в сутки.
Ввод в эксплуатацию моста приведет к интенсивному освоению территорий Кировского и Октябрьского районов (площадка Ключ-Камышенского плато), обеспечит активное включение новых градостроительных комплексов в общегородские интеграционные связи, резко повысит капитализацию территории на предмостных участках.
Бугринский мост следует рассматривать как элемент единой системы внутригородского и внешнего транспорта, поскольку с его строительством будет оптимизирована транспортная связь южной части новосибирской агломерации (Академгородок, городов Бердск, Искитим) с западным сектором (город Обь, аэропорт Толмачево).
Градостроительная значимость общественно-транспортного узла при пересечении улицы Ватутина с трассой, которая свяжет новый мост с улицей Петухова и прилегающие территории, значительно усилится.
5.4.6.1. Предложения Генерального плана города по формированию улично-магистральной сети и ее объединению с системами метрополитена, железнодорожного и водного транспорта предусматривают сбалансированное развитие индивидуального и различных видов общественного пассажирского транспорта, включая метрополитен, скоростной трамвай, троллейбусы, автобусы, маршрутные такси, а также использование существующих линий железной дороги, проходящих по территории города, для внутригородских пассажирских перевозок.
Соотношение в объемах пассажироперевозок, осуществляемых индивидуальным и общественными видами транспорта, на различных этапах развития города будет складываться в зависимости от темпов освоения городской территории, достигнутого уровня автомобилизации, оптимизации маршрутной сети с учетом реальных пассажиропотоков.
В целях обеспечения устойчивого развития и создания эффективной комплексной транспортной инфраструктуры города планируется, что до 2030 года на долю общественного транспорта будет приходиться до 80 - 90 % всего объема пассажироперевозок.
В качестве основных системообразующих видов общественного транспорта общегородского уровня приняты внеуличные виды транспорта – метрополитен и скоростной трамвай, обладающие высокой провозной способностью, скоростью передвижения и надежностью в эксплуатации с учетом особенностей климатических условий. В единую транспортную систему входят также уличные виды городского пассажирского транспорта, в том числе трамвай, троллейбус, автобус и маршрутное такси, обеспечивающие транспортные связи жилых районов с объектами и территориями массового тяготения, а также с пересадочными узлами скоростных коммуникаций.
Трассировка и параметры магистральной улично-дорожной сети запланированы с учетом обеспечения комплексного развития всех видов уличного пассажирского транспорта. Предусматривается преимущественное развитие электрического общественного транспорта (трамвай, троллейбус), особенно в центральных частях города, как в наибольшей степени отвечающего экологическим требованиям.
Особое значение в транспортной системе города, учитывая значительную протяженность и разветвленность существующих железнодорожных линий в границах его территории, имеет организация скоростного железнодорожного транспорта в качестве дополнительного средства повышения эффективности внутригородских пассажирских перевозок.
В связи с этим, планируется развитие остановочных платформ электропоездов и создание пересадочных узлов, объединенных с остановками других видов общественного транспорта.
Детализация вопросов развития различных видов общественного транспорта на основе стратегических направлений и параметров формирования транспортной инфраструктуры города предусматривается в составе целевых городских программ.
5.4.6.2. Развитие метрополитена и скоростного трамвая.
Существующую схему развития метрополитена в городе Новосибирске необходимо скорректировать с учетом параметров и направлений перспективного развития территории города, изменений ее функциональной и планировочной организации, формирования новой магистральной улично-дорожной сети.
В связи с этим предусматривается:
Это позволит объединить планировочные районы города единой сетью метрополитена через пересадочные узлы в комплексе с формирующейся улично-дорожной сетью и развитием внеуличных видов транспорта (скоростной трамвай).
Скоростной трамвай, имеющий сопоставимые с метрополитеном показатели по провозной способности и скорости сообщения, обеспечит скоростной связью центры планировочных районов между собой, отдаленные городские районы с центральным ядром по направлениям интенсивных пассажиропотоков.
Линии скоростного трамвая планируются также на периферийных территориях районов города для подвоза пассажиров к конечным станциям метрополитена и остановкам общественного наземного пассажирского транспорта.
Размещение планируемых линий и станций метрополитена и линий скоростного трамвая отображено на карте-схеме комплексного развития общественного транспорта на период до 2030 года (приложение 20). На карте-схеме отображается и размещение пассажирских платформ железнодорожного транспорта, которые планировочно увязываются с транспортно-пересадочными узлами других видов транспорта, тем самым обеспечивая более эффективное использование железной дороги для внутригородских пассажирских перевозок.
5.4.6.3. Развитие трамвая и троллейбуса.
В системе городского общественного транспорта потребности города в соответствующем развитии уличных видов электротранспорта на период до 2030 года обеспечиваются путем устройства трамвайных линий и организации маршрутных линий троллейбуса на вновь проектируемой магистральной улично-дорожной сети, а также путем осуществления мероприятий по реконструкции и модернизации существующих транспортных коммуникаций.
В соответствии с комплексной целевой программой реализации стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска «Разработка инвестиционных проектов по улучшению транспортного обслуживания населения города и совершенствования организации движения транспорта и пешеходов» количество единиц трамвайного парка должно составить к 2030 году 425 штук.
В целях улучшения организации движения и развития трамвайной сети до 2015 года предусматривается строительство новых трамвайных линий протяженностью 13,2 км (их общая протяженность составит 78,1 км).
Планируется развитие троллейбусного пассажирского транспорта за счет продления маршрутной сети, которая к 2020 году достигнет 153 км (при троллейбусном парке в количестве 600 единиц). Общая протяженность маршрутной сети наземного общественного транспорта составит 4150 км, что позволит увеличить объем пассажироперевозок муниципальным транспортом до 83 % от общего количества перевозок наземным транспортом.
5.4.6.4. Развитие внутригородского железнодорожного транспорта.
С целью повышения эффективности использования железной дороги для внутригородских пассажироперевозок предусматривается строительство дополнительных остановочных платформ и павильонов на территории города и организация движения сквозных электропоездов от станций Инская, Обь и Сеятель до станции Новосибирск-Восточный, что позволит увеличить объемы городских перевозок до 22,0 млн. человек в год.
Предполагается вокзал пригородных электропоездов «Новосибирск-Главный», который в настоящее время является конечной станцией, реорганизовать и использовать в качестве промежуточной станции, что обеспечит оптимизацию пассажиропотоков по железнодорожным линиям и загрузку вокзалов и остановочных платформ, приближенных к жилым районам, местам общественно-делового использования, отдыха и оздоровления.
5.4.6.5. Размещение вертолетных площадок.
Для обеспечения посадки вертолетов, обслуживающих МЧС России, МВД России и медицинские учреждения, предусматривается обустройство 19 посадочных площадок.