Предложения по развитию функционально-планировочной структуры основываются на анализе состояния территории города, вытекают из основных направлений комплексного развития и задач территориального планирования города и их соответствия градостроительным, санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям, принципам рационального использования территории, задачам сохранения территорий и объектов культурного наследия.
Функциональное зонирование территории выполнено с учетом сохранения охранных зон культурного наследия, при этом использованы материалы по обследованию и проектированию охранных зон исторического и культурного наследия, подготовленные в 2007 году Сибирским институтом «Сибспецпроектреставрация».
Город Новосибирск имеет статус исторического населенного места России в соответствии с постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР от 19.02.1990 № 12, коллегии Госстроя РСФСР от 28.02.1990 № 3 и президиума Центрального совета ВООПИиК от 16.02.1990 № 12. На территории города Новосибирска выявлено 219 объектов культурного наследия. Проектом зон охраны памятников истории и культуры города Новосибирска, утвержденным решением Новосибирского облисполкома от 16.02.1987 № 52, установлены границы земельных участков, занимаемых объектами культурного наследия на территории города Новосибирска и зоны охраны объектов культурного наследия (приложение 10, 11, 12).
Положения Генерального плана города Новосибирска основаны на преемственности развития города Новосибирска как исторического населенного места с сохранением объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия, зон охраняемого природного ландшафта в соответствии с действующим законодательством.
Объективная неравномерность городской среды определяет наличие различных по степени развитости участков территории города Новосибирска, которые имеют разный градостроительный потенциал и применительно к которым необходимо разрабатывать и целенаправленно осуществлять соответствующие градостроительные мероприятия по их функциональному и планировочному развитию.
Генеральный план города Новосибирска, учитывая градостроительные особенности и перспективы развития города, предусматривает поэтапное радикальное преобразование и совершенствование функционально-планировочной структуры города путем ликвидации диспропорций в использовании территории и наметившегося дефицита удобных для освоения территориальных резервов после 2015 года. Это достигается посредством соответствующего перепрофилирования сложившихся зон, определения границ и планировочных параметров территорий перспективного развития.
Планирование развития города Новосибирска, как одного из крупнейших российских городов, предъявляет особые, повышенные требования к формированию архитектурных качеств застройки и уровню благоустройства городской среды.
Исходя из задач развития территорий для размещения объектов капитального строительства различного использования, совершенствования архитектурно-планировочной организации городской территории, приведения ее в соответствие с санитарно-экологическими и противопожарными требованиями, Генеральным планом города Новосибирска предусматривается изменение функционального использования части территорий с целью обеспечения нормативного уровня их благоустройства.
К ним относятся зоны сезонного характера, используемые в настоящее время для ведения дачного, садоводческого и огороднического хозяйства и занимающие значительные территории города (3831 га, что составляет 7,8 % от общегородской территории). Часть таких земельных участков располагается в водоохраных, санитарно-защитных зонах, а также на подтопляемых территориях, требующих соответствующей инженерной подготовки.
Изменение использования территорий, их перевод из зон временного (сезонного) проживания в жилые зоны будет способствовать поэтапному их обустройству, включая формирование улично-дорожной сети, объектов обслуживания, прокладку инженерных сетей (водопровод, канализация, газопровод), организацию вывоза и складирования бытовых отходов, благоустройство земельных участков общего пользования.
Учитывая перспективный характер планируемых мероприятий на период до 2030 года, предусматривается постепенное преобразование сложившихся зон с обеспечением прав физических и юридических лиц на использование существующих земельных участков в соответствии с действующим законодательством.
Предложения по развитию функционально-планировочной структуры сформулированы в соответствии с их наметившейся специализацией в границах крупных планировочных образований (районов и секторов) (приложение 13).
Преобразование функционально-планировочной структуры города производится за счет сохранения и развития сложившейся специализации территорий с учетом планировочных ограничений, резервов, имеющегося градостроительного потенциала.
5.2.2.1. Центральный планировочный район в рамках предложений Генерального плана города Новосибирска выделяется в качестве особо ценной в градостроительном отношении территории. Специализация этой территории связана с исторически сложившимся долговременным характером ее использования в качестве главного городского общественного центра - места сосредоточения уникальных в масштабе города и региона учреждений, комфортной и благоустроенной городской среды. Эта наиболее урбанизированная часть городской пространственной структуры в будущем рассматривается как общественный и культурный центр не только города Новосибирска, но и новосибирской агломерации в целом.
5.2.2.2. Для реализации концепции превращения центрального планировочного района в центр крупнейшего города и агломерацию требуется дальнейшее накопление его градостроительного потенциала, для чего должны быть осуществлены следующие мероприятия территориального планирования:
5.2.3.1. Восточный планировочный сектор исторически сложился как комплексное промышленно-селитебное образование за счет строительства жилых поселков и микрорайонов вблизи крупных промышленных градообразующих предприятий. Вместе с тем здесь сохранились значительные по размеру участки территории, занятые одноэтажной усадебной застройкой без благоустройства и обеспечения городскими видами коммунального и транспортного обслуживания.
Принимая во внимание важность территории сектора как ближайшего резерва развития правобережной части города Новосибирска, в Генеральном плане города Новосибирска принимается концепция ускоренной реконструкции территории Восточного сектора. Реконструкция застройки и изменение функционального использования участков промышленного и коммунального использования будет осуществляться вдоль главных планировочных направлений:
5.2.3.2. Для осуществления концепции ускоренной реконструкции территории Восточного планировочного сектора в Генеральном плане города Новосибирска учитывается возможность для осуществления следующих мероприятий:
5.2.4.1. Северный планировочный сектор представляет собой сложно организованную урбанизированную территорию, на которой одновременно присутствуют несколько крупных функциональных зон (рекреационная, промышленная, жилая многоэтажная и малоэтажная с отдельными участками общественно-делового использования). Промышленные зоны Северного планировочного сектора развивались вдоль транссибирской магистрали. В свою очередь, озелененная зона тяготеет к реке Оби и представляет собой крупный лесной массив ленточного бора.
Эти обширные зоны являются реальными ограничениями территориального развития Северного планировочного района. Единственным направлением развития остается северное направление, в сторону отдельно расположенного жилого района Пашино.
5.2.4.2. Определенность и долговременная стабильность функционального использования участков Северного планировочного сектора определяет принятую Генеральным планом города Новосибирска концепцию постепенной интеграции периферийного удаленного жилого района Пашино с объединенной планировочной структурой правобережья города Новосибирска. Для осуществления принятой концепции перспективного планирования необходимо провести следующие мероприятия:
5.2.5.1. Южный правобережный планировочный сектор захватывает несколько небольших по размеру градостроительных образований, рассредоточенных по его территории и не представляющих собой единую непрерывную застройку. Это связано с наличием достаточно обширных участков лесов, идущих вдоль реки Оби в южном направлении. Главное градостроительное образование – Академгородок, имеет развитые зоны институтов, жилых микрорайонов, общественного центра. Здесь функционируют более двухсот высокотехнологичных компаний. Все это задает научно-производственную специализацию сектора.
Академгородок проектировался и формировался как город-спутник и долгое время функционировал обособленно от других планировочных районов. Обладая высоким градостроительным потенциалом в настоящее время общественный центр Академгородка выполняет роль локального центра для других жилых образований планировочного сектора и частично для города Бердска. Заметно интенсивными стали связи с центральными районами города Новосибирска.
Принимая во внимание важное стратегическое значение развития южного правобережного планировочного сектора для города Новосибирска в целом, зона Академгородка рассматривается в качестве авангардной для возникновения новых образцов гармоничного сочетания технологий организации научно-производственной деятельности, сохранения качества городской среды и рекреационной специализации участков территории, приближенных к Новосибирскому водохранилищу.
5.2.5.2. Концепция перспективного планирования состоит в максимальном сохранении своеобразия сложившейся городской среды в процессе ее модернизации. В качестве планировочных направлений развития Генеральный план города Новосибирска предлагает свободные территории с частичным выходом за пределы существующей границы города.
Генеральным планом города Новосибирска предлагаются следующие градостроительные мероприятия:
5.2.6.1. Южный левобережный планировочный сектор представляет собой сочетание урбанизированных зон, участков сельскохозяйственного использования с вкраплениями лесных массивов в прибрежной части сектора. Урбанизированная часть представлена несколькими градостроительными образованиями, два из которых принадлежат городской структуре (Кировский промышленно-селитебный район и жилой район Левые Чемы), а рабочий поселок Краснообск и поселок Элитный принадлежат Новосибирскому району.
Особенность градостроительной ситуации заключается в существенном пространственном разрыве между застройкой Кировского промышленно-селитебного района и жилым районом Левые Чемы. Исторически сложившаяся «разорванность» планировочной структуры является сегодня существенным препятствием для быстрой интеграции жилого района Левые Чемы в единую структуру Левобережья города Новосибирска, что усугубляется конфигурацией существующих границ города. Единственная транспортная связь между выделенными градостроительными образованиями - Советское шоссе задает планировочное направление для такой интеграции.
Для Кировского промышленно-селитебного образования характерна иная градостроительная ситуация, связанная с наличием крупной производственной зоны, которая «отсекает» Затулинский жилой район как от общественно-деловой зоны левобережья, так и от основных рекреаций.
5.2.6.2. Генеральным планом города Новосибирска принята стратегическая линия на постепенное сращивание ныне оторванных друг от друга частей городской структуры через освоение территорий к югу от Кировского промышленно-селитебного образования в коридоре между Советским шоссе и левым берегом реки Оби. Концепция пространственного развития предполагает присоединение части земель Новосибирского района, включения в планировочную структуру города Новосибирска рабочих поселков Краснообск и Элитный с объединением всех видов инженерных инфраструктур, улично-дорожной сети и с корректировкой функционального использования вновь осваиваемой территории.
Учитывая приведенные особенности ситуации, проектом территориального планирования предлагается реализовать следующие мероприятия:
5.2.7.1. Западный планировочный сектор практически совпадает в своих границах с Ленинским промышленно-селитебным районом – крупнейшим районом города Новосибирска. Главными особенностями градостроительной ситуации являются: полуостровное расположение жилой зоны между промышленно-коммунальными зонами и железными дорогами, которые отсекают путь развития застройки в юго-западном направлении, наличие свободных территорий для строительства в прибрежной части и на заболоченных территориях в юго-западной части сектора (Ерестнинская площадка), отсутствие рекреационных озелененных зон (кроме района городского пляжа).
Как градостроительное образование застройка рассматриваемого сектора возникла в качестве самостоятельного социалистического города гораздо позднее исторической части города Новосибирска и определенное время функционировала в отрыве от правобережья. Здесь не до конца сформировался общественный центр (на площади им. Карла Маркса); транспортная сеть организована таким образом, что использовался долгое время единственный коммунальный мост через реку Обь; полоса отвода железной дороги является реальным препятствием организации связей между отдельными частями сектора; сохранились значительные участки одноэтажной неблагоустроенной застройки, участки садоводческих и огородных хозяйств и участки с ветхой и аварийной застройкой.
Вместе с тем, Западный планировочный сектор имеет достаточный градостроительный потенциал для планировочного освоения прибрежной зоны левобережья и повышения качества городской среды в жилых и общественных зонах, реорганизации территории промышленных предприятий. Застройка сектора - «западные ворота» в город Новосибирск со стороны международного аэропорта, поэтому она должны демонстрировать не только индустриальное лицо города Новосибирска прошлого века, но формировать восприятие и облик современного города.
Резкое усиление стратегической значимости западного планировочного направления связывается с формированием крупной промышленно-логистической зоны в районе села Прокудское, с увеличением грузовых авиаперевозок через аэропорт Толмачево, с интенсификацией грузовых потоков приграничной торговли с Республикой Казахстан и превращением Ордынского шоссе в международное.
5.2.7.2. Поскольку именно через территорию Западного планировочного сектора правобережье города Новосибирска связано с Западным направлением развития Новосибирска, концепция территориального планирования для этого сектора предполагает решение двуединой градостроительной задачи: повышение связности территории сектора с правобережьем с одновременной модернизацией жилых и общественно-деловых территорий.
Решение поставленных задач достигается следующими мероприятиями: