3.3.1.1. Современное состояние транспортной инфраструктуры – результат особенностей ее формирования, происходящего под влиянием естественно-географических, территориальных, экономических и планировочно-градостроительных факторов и условий.
Сложившуюся транспортную инфраструктуру образуют:
3.3.1.2. Внутригородские пассажирские перевозки осуществляются метрополитеном, трамваями, троллейбусами, автобусами, маршрутными и легковыми такси, легковыми автомобилями и железнодорожным транспортом.
3.3.1.3. Пригородные пассажирские перевозки осуществляются железнодорожным и водным транспортом, автобусами и легковыми автомобилями.
3.3.1.4. На территории города размещаются земельные участки двух аэродромов (городского аэропорта «Северный», Новосибирского авиационно-производственного объединения имени В. П. Чкалова), речпорта грузового водного транспорта, железнодорожного вокзала «Новосибирск-Главный», второстепенных вокзалов и остановочных платформ, автовокзала.
Территория комплекса объектов и сооружений международного аэропорта Толмачево располагается за пределами границы города Новосибирска на расстоянии 3 км.
3.3.1.5. Осуществляется строительство федеральной окружной трассы «Байкал», создающей северный транзитный объезд.
3.3.2.1. Основными проблемами состояния существующей улично-дорожной сети города являются:
3.3.2.2. Состояние существующей улично-дорожной сети по ее пропускной способности можно охарактеризовать как близкое к критическому, что является следствием:
Все это создает перегрузку улично-дорожной сети города, особенно на основных магистралях города (таблица 3.3.2.1).
Радикальное изменение ситуации с транспортными грузовыми и пассажирскими передвижениями обусловило утрату актуальности ряда положений предшествующей документации о территориальном планировании, недооценивающих темпы развития индивидуального автомобильного транспорта.
Таблица 3.3.2.1
Характеристики состояния транспортных узлов Новосибирска по степени их загруженности автотранспортом (по данным обследований транспортных потоков, проведенных в 2007 году ООО «ГОРПРОЕКТ» и СГАПС)
№ п. |
Наименование транспортного узла |
Фактический показатель загруженности (количество приведенных единиц транспорта/час) |
Нормативный показатель загруженности (количество приведенных единиц транспорта/час) |
Процент перегрузки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Вокзальная магистраль – проспект Димитрова |
6012 |
3600 |
40,1 |
2 |
Бердское шоссе – проспект Строителей |
5517 |
4200 - 4800 |
16,6 |
3 |
Улица Ватутина – улица Немировича-Данченко |
7568 |
3600 |
58,4 |
4 |
Улица Восход – улица Зыряновская |
4097 |
2600 - 3200 |
29,2 |
5 |
Улица Восход – улица Кирова |
5270 |
2800 - 3600 |
39,3 |
6 |
Проспект Димитрова – улица Ленина |
4732 |
2800 |
40,8 |
7 |
Красный проспект – улица Гоголя |
5197 |
2400 - 3600 |
44,2 |
8 |
Красный проспект – улица Фрунзе |
3895 |
2800 - 3600 |
17,8 |
9 |
Площадь им. Кондратюка |
3470 |
2600 - 3200 |
16,4 |
10 |
Площадь им. Ленина |
5758 |
4600 - 5200 |
14,9 |
11 |
Площадь Труда |
4631 |
4200 - 5600 |
|
12 |
Площадь Энергетиков |
8359 |
5600 |
33 |
13 |
Разъезд Иня |
3967 |
4200 - 4800 |
|
14 |
Улица Сибиряков-Гвардейцев – улица Немировича-Данченко |
6563 |
3600 |
45,1 |
15 |
Улица Дуси Ковальчук – улица Плановая |
5259 |
3600 |
31,5 |
16 |
Улица Никитина – улица Кирова |
3753 |
2400 - 3200 |
30 |
17 |
Улица Кирова – улица Бориса Богаткова |
4420 |
2400 - 3200 |
38,9 |
18 |
Советское шоссе – улица Петухова |
3570 |
2400 |
32,7 |
3.3.3.1. Новосибирский метрополитен открыт в 1985 году и является одним из крупнейших (после городов Москвы и Санкт-Петербурга), третьим по экономической эффективности, пассажирооборот которого составляет 110 млн. пассажиров в год.
Наряду с выполнением транспортных функций объекты метрополитена, концентрирующие значительные пассажиропотоки, имеют градоформирующее значение, оказывая влияние на функциональные характеристики и интенсивность использования территории города, планировочную организацию и параметры застройки.
3.3.3.2. Строительство линий и станций метрополитена осуществляется в соответствии с Программой строительства метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта в городе Новосибирске до 2015 года, которая вошла в Программу развития метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2015 года, одобренную Правительством Российской Федерации.
В соответствии с генеральной схемой развития метрополитена в городе Новосибирске на отдаленную перспективу намечено построить пять линий метрополитена общей протяженностью 91,4 км, в том числе Ленинскую (20,84 км), Дзержинскую (14,66 км), Кировскую (13,58 км), Первомайскую (21,09 км), Октябрьскую (21,23 км).
Согласно генеральной схеме развития метрополитена строительство и ввод в эксплуатацию в полном объеме запланированных линий метрополитена позволит обеспечить устойчивой пассажирской связью центр города и правобережные и левобережные районы, в значительной степени снизить транспортную нагрузку на улично-дорожную сеть.
Проблемой, связанной с реализацией генеральной схемы развития метрополитена, является отставание сроков строительства от намечаемой очередности развития линий. В результате протяженность существующих линий метрополитена составляет 14 % от общей протяженности запланированных линий.
В связи с изменениями в использовании и застройке городских территорий и характере транспортных пассажирских передвижений требуется соответствующая корректировка генеральной схемы развития метрополитена.
3.3.4.1. Общая площадь территории, занимаемой полосами отвода железной дороги и сопутствующими ей сооружениями, составляет 1960 га (3,9 % от площади территории города), что превышает соответствующий показатель по улично-дорожной сети.
Показатель протяженности линий железной дороги, используемых для пассажирских перевозок, превышает соответствующий показатель по метрополитену более чем в 3,5 раза и сопоставим с трамваем, однако, значимость железной дороги в общей транспортной пассажирской сети остается относительно небольшой.
Наиболее активно используются жителями города следующие линии железной дороги:
3.3.4.2. Основными проблемами, влияющими на эффективность функционирования и комфортность использования пассажирами линий железной дороги, являются:
3.3.5.1. Значение и роль трамвая как городского пассажирского транспорта массового пользования изменялись на различных этапах формирования города, с развитием других видов общественного и индивидуального транспорта.
Существующее состояние сети трамвайных линий, уровень их оборудования во многом не соответствуют градостроительным требованиям и требованиям безопасности транспортного движения, усугубляют проблемы организации движения других видов уличного транспорта.
3.3.5.2. Основными проблемами, связанными с использованием трамвая на застроенных территориях города, являются:
В связи с этим, требуется поэтапная модернизация системы городского трамвая, в том числе путем соответствующих мероприятий (обоснованных по всему комплексу требований) по реконструкции части трамвайных линий на застроенных территориях города с учетом оптимизации маршрутов трамвайного движения, строительству новых трамвайных линий, отвечающих современным градостроительным и техническим требованиям.
3.3.6.1. Использование судов, пристаней, причалов и береговых устройств пассажирского водного транспорта реки Оби ограничено сезонным характером и зависит от объема существующих пассажиропотоков (в том числе транзитных) по основным направлениям движения (приложение 6).
Основной объем пассажирооборота отмечается на речном вокзале города Новосибирска, пристани города Бердска, остановочных пунктов Ягодная, Рыбачий поселок, Кудряшовский Бор, для обеспечения которого используются имеющиеся объекты транспортного обслуживания.
В последние годы наметилось увеличение потребностей жителей в использовании маршрутов водного транспорта в туристических и оздоровительно-развлекательных целях, что требует дополнительной организации и обустройства соответствующих пассажирских причалов и мест отдыха, а также подъездных путей автомобильного транспорта.
3.3.6.2. Перевозку грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении обеспечивает речной транспорт, который исчерпал свою пропускную способность и не имеет территориальных резервов для расширения.
Территория речного порта ограничена действующими предприятиями: выше по течению – ТЭЦ-1, ниже – лесозавод, с севера – территорией мелькомбината и путями железнодорожной станции «Новосибирск-Главный».
С северо-западной стороны на территории, прилегающей к речному порту, планируется размещение общественно-делового и спортивного комплекса.
Варианты передислокации речного грузового порта были рассмотрены в предшествующих документах планирования:
Учитывая градостроительную значимость территории, занимаемой речным портом, планировочные и территориальные ограничения по его перспективному развитию, целесообразно проведение соответствующих мероприятий по планированию передислокации речного порта и обоснованию вариантов его размещения за пределами границы территорий развития города.