На главную
Генеральный план
Правовые акты
Архив
Официальный текст Генерального плана
1. Общие положения
2. Основные направления территориального планирования города Новосибирска
3. Анализ состояния территории и направлений ее развития
4. Обоснование вариантов решения задач территориального планирования
5. Обоснование предложений по территориальному планированию города
6. Комплекс организационных мероприятий по территориальному планированию города Новосибирска, этапы их выполнения
Приложения к Генеральному плану
Карты-схемы Генплана (архив)
Карты-схемы Генплана 2021

2. Основные направления территориального планирования города Новосибирска

2.1. Основные направления территориального планирования города Новосибирска

2.1.1. Генеральный план города Новосибирска определяет основные направления территориального планирования города Новосибирска, включающие цели и задачи по их реализации.

2.1.2. Основные направления территориального планирования города Новосибирска базируются на:

комплексной оценке современного состояния территории и потенциала ее градостроительного развития;

прогнозируемых изменениях, направлениях и параметрах развития территории.

2.1.3. Оценка современного состояния территории проводилась по результатам анализа существующего использования территории города, главных проблем и направлений ее комплексного развития, что позволило выявить и обосновать:

  • имеющиеся и необходимые территориальные ресурсы развития города;
  • градостроительные особенности упорядочения его функционально-пространственной структуры;
  • направления совершенствования инфраструктурного развития территории;
  • пути поэтапного решения задач территориального планирования.

2.1.4. Перспективы и параметры прогнозируемого развития территории города Новосибирска и задачи их достижения принимаются:

  • в соответствии со Стратегическим планом устойчивого развития города Новосибирска, который определил стратегические цели и направления роста экономического и культурного потенциала города, пути усиления его конкурентоспособности, конкретизировал задачи повышения уровня жизни всех слоев населения, обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды и улучшения качества городской среды;
  • с учетом прогноза демографической ситуации, миграционных процессов, которые легли в основу расчета численности населения города на перспективу (1700 тыс. человек к 2030 году);
  • на основе анализа территориального роста города с учетом градостроительных ограничений и условий его взаимосвязанного развития с другими городами в системе новосибирской агломерации, а также центральной роли города Новосибирска в системе расселения Новосибирской области.

Учтены основные положения разрабатываемых документов стратегического планирования Новосибирской области: стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года, схемы территориального планирования Новосибирской области до 2025 года, согласно которым город Новосибирск усиливает свои позиции и статус на федеральном, межрегиональном и областном уровнях.

Генеральный план города Новосибирска предполагает, что дальнейшее развитие города Новосибирска по расширению его границ становится возможным при условии согласованного территориального планирования органами государственной власти Новосибирской области и органами местного самоуправления заинтересованных муниципальных образований Новосибирского района.

2.1.5. Цели и задачи Генерального плана города Новосибирска конкретизированы и уточнены в соответствии с требованиями Градостроительного, Земельного, Водного и Лесного кодексов Российской Федерации.

2.2. Цели Генерального плана города Новосибирска

Целями Генерального плана города Новосибирска являются обеспечение устойчивого развития города и создание безопасной и благоприятной городской среды жизнедеятельности населения на основе рациональной функциональной и планировочной организации использования территории с учетом градостроительных особенностей развития города.

2.3. Основные задачи Генерального плана города Новосибирска

2.3.1. Обеспечение рационального и безопасного использования территории с соблюдением требований:

охраны окружающей среды и экологической безопасности, ограничения негативных воздействий существующих и планируемых объектов;

обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2.3.2. Обеспечение рационального использования природных ресурсов и планирования развития территории на основе:

сохранения существующих природных и озелененных территорий, объектов водного фонда;

расширения территорий озеленения и формирования системы ландшафтно-рекреационных зон во взаимосвязи с городскими и пригородными лесами.

2.3.3. Обеспечение рационального использования и планирования развития территорий общегородского центра на основе:

  • обеспечения охраны территории объектов культурного наследия в соответствии с требованиями законодательства;
  • сохранения объектов и зон, представляющих историческую, архитектурную, градостроительную ценность, являющихся образцами градостроительства различных исторических периодов;
  • развития территории исторически сложившейся центральной части города, повышения эффективности ее использования, формирования системы общественных зон и градостроительных комплексов представительского, культурного, досугового и туристического профиля;
  • сохранения и развития жилых зон посредством комплексной реконструкции и благоустройства существующих и создания новых жилых комплексов, отвечающих градостроительным параметрам организации городской среды в центральной части города;
  • расширения территории общественно-деловых зон общегородского центра путем планируемого развития в правобережной и левобережной частях города за счет включения площадей, участков территории вдоль главных магистралей, набережных реки Оби в систему общественного центра;
  • выноса всех предприятий и коммунальных объектов с территории исторического центра города.

2.3.4. Обеспечение рационального использования территориальных ресурсов и планирования развития застроенных и новых жилых территорий на основе определения территорий жилых зон для размещения новой много- и среднеэтажной застройки, малоэтажного (в том числе, индивидуального) жилищного строительства в объеме, необходимом для обеспечения ввода жилья в требуемых целевых параметрах с учетом расселения жителей сносимого ветхого и аварийного жилищного фондов.

Целевые параметры:

  • увеличение до 2020 года объемов строительства и ежегодного ввода в эксплуатацию жилья с достижением показателя 1 кв. м на человека в год;
  • повышение к 2030 году (с учетом выбытия жилья) уровня жилищной обеспеченности до 28 - 30 кв. м на человека;
  • увеличение к 2030 году емкости жилищного фонда до 51 млн. кв. м общей площади;
  • увеличение объемов сносимого ветхого и аварийного жилищного фонда:

до 2010 года – 428 тыс. кв. м;

до 2015 года – 600 тыс. кв. м;

до 2030 года – 800 тыс. кв. м;

  • определение участков застроенных территорий, подлежащих комплексной реконструкции со сносом ветхого и аварийного жилищного фонда;
  • передислокация существующих производственных и коммунально-складских объектов, которые не соответствуют условиям размещения в составе жилых территорий;
  • выявление наиболее перспективных участков жилищного строительства на прилегающих к городу территориях в увязке с задачей упорядочения функционально-планировочной структуры города;
  • увязка экологических, санитарно-гигиенических требований к организации жилых зон с развитием транспортной, инженерной инфраструктур и рекреационных зон.

2.3.5. Обеспечение рационального использования существующих в границах города территорий, предназначенных для ведения дачного хозяйства, огородничества и садоводства путем:

  • постепенного сокращения доли этих территорий в общем балансе территории города за счет перевода их в статус жилых, общественно-деловых и рекреационных зон;
  • планирования размещения новых дачных и садоводческих участков преимущественно на пригородных территориях с учетом развития транспортной инфраструктуры, размещения ландшафтно-рекреационных территорий в соответствии с документами территориального планирования Новосибирской области и муниципальных образований в пригородной зоне города Новосибирска.

2.3.6. Обеспечение планирования развития общественно-деловых территорий путем:

  • расширения видов и размеров зон общественно-делового использования с учетом укрепления роли города Новосибирска как полифункционального сервисного инфраструктурного центра в системе расселения Новосибирской области и Западно-Сибирского региона;
  • формирования линейно-узловой системы общественных территорий, включая территории исторической центральной части города Новосибирска и участков вдоль существующих и планируемых магистралей, вокруг площадей и транспортно-пересадочных узлов, участков набережных по обоим берегам реки Оби;
  • определения перспективных участков территории для размещения крупных общественных объектов регионального уровня, первоклассных гостиниц, комплекса международного торгового центра, офисно-деловых центров класса А, зданий иностранных банков, штаб-квартир крупнейших отечественных и зарубежных корпораций, зданий вузов, объектов культуры, административных зданий федерального и областного уровней власти;
  • формирования на территориях планировочных секторов города Новосибирска местных общественно-деловых центров на базе имеющихся участков размещения существующих объектов общественно-делового использования, сопряженных с остановочными и пересадочными узлами общественного транспорта;
  • создания на общественно-деловых территориях пешеходных общественных зон и коммуникаций, изолированных от транспортных магистралей;
  • активного использования подземного пространства для размещения стоянок автомобильного транспорта, создания внеуличных переходов в местах крупных общественно-транспортных узлов.

2.3.7. Обеспечение планирования развития, реорганизации и рационального использования производственных территорий путем:

  • реорганизации территорий существующих промышленных зон, состояние которых не соответствует экологическим, санитарно-гигиеническим и градостроительным требованиям, для повышения эффективности использования территории;
  • пересмотра размеров санитарно-защитных зон предприятий и приведение их в соответствие с нормативными требованиями;
  • резервирования участков территории существующих промышленных зон для передислокации производственных и коммунальных объектов из центральной части города и из жилых зон;
  • формирования новых промышленных зон за счет возможного изменения границ города для размещения производственных и коммунальных объектов с учетом размещения существующих промышленных зон, строительства новых объектов энергетики и коммунального хозяйства города, трассировки федеральных дорог внешнего транспорта;
  • размещения и развития научно-производственных зон с учетом сложившейся специализации планировочных секторов города Новосибирска во взаимосвязи с размещением образовательных учреждений и комплекса технопарка на территории Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук.

2.3.8. Обеспечение планирования комплексного развития территорий, объектов и сооружений транспортной инфраструктуры на основе:

  • развития и модернизации объектов, сооружений и коммуникаций метрополитена, автомобильного, железнодорожного, воздушного, речного транспорта с учетом прогнозируемой интенсивности передвижений и уровня автомобилизации населения города (300 автомобилей на 1000 жителей к 2015 году и до 400 автомобилей на 1000 жителей к 2030 году);
  • сбалансированного развития различных видов существующего и планируемого транспорта, установления границ, необходимых для развития территорий транспорта с учетом преимущественного формирования его скоростных видов, создания системы автомобильных магистралей непрерывного движения во взаимосвязи с федеральными дорогами внешнего транспорта; 

повышения эффективности, надежности и безопасности функционирования транспортной инфраструктуры за счет:

  • развития инженерного оборудования транспортной улично-дорожной сети города путем создания системы путепроводов, многоуровневых развязок, пешеходных переходов и иных объектов, связанных с обеспечением безопасности и комфортности жизнедеятельности населения;
  • обеспечения снижения вредных воздействий объектов и сооружений транспортной инфраструктуры на окружающую среду;
  • оптимизации размещения на территории города существующих железнодорожных веток и подъездных путей, переездов для устранения препятствий развития транспортной инфраструктуры и использования территории для строительства объектов жилого и общественно-делового использования;
  • размещения многоярусных стоянок подземного и наземного типов для постоянного и временного хранения индивидуальных автотранспортных средств на территориях коммунальных зон, общественно-деловых и рекреационных территориях;
  • более эффективного использования сложившейся инфраструктуры железнодорожного транспорта для организации внутригородских пассажирских перевозок;
  • определения перспективного развития линий и объектов метрополитена и установления необходимых для этого границ и размеров территории с учетом программ строительства Новосибирского метрополитена, перспективного развития жилых и общественно-деловых территорий города;
  • планирования передислокации объектов речного грузового порта и изменения использования территории, занимаемой в настоящее время аэропортом «Северный»;
  • оптимизации улично-дорожной сети центральной части города путем ее реконструкции, использования подземного пространства для размещения автостоянок, поэтапной реконструкции и модернизации трамвайных линий и осуществления других мероприятий с учетом соблюдения градостроительных требований сохранения объектов исторического центра города.

2.3.9. Обеспечение планирования развития и модернизации зон и объектов инженерной инфраструктуры на основе:

  • определения зон размещения объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения на период до 2030 года;
  • комплексного развития зон и объектов инженерной инфраструктуры, определения параметров их функционирования в соответствии с перспективным развитием территории города, размещением основных функциональных зон и в целях обеспечения  планируемых объемов жилищного строительства объектами инженерного использования;
  • обеспечения безопасности и надежности систем инженерной инфраструктуры, в том числе путем создания систем защиты поверхностных и подземных источников водоснабжения, а также размещения и модернизации объектов очистки и утилизации промышленных, бытовых и поверхностных стоков;
  • размещения автономных локальных источников электроснабжения и теплоснабжения на территориях, планируемых под застройку и не охваченных существующими централизованными системами.

2.3.10. Обеспечение рационального использования и планирования территорий специального использования путем:

  • рационального использования территорий существующих зон специального использования, в том числе объектов размещения отходов потребления и иных объектов, размещение которых недопустимо в иных территориальных зонах;
  • обустройства территорий существующих кладбищ и обоснованного нормативными требованиями расширения их земельных участков с учетом градостроительных и санитарно-гигиенических требований;
  • размещения крематориев, кремационных комплексов и необходимых объектов обслуживания в пределах границы города Новосибирска;
  • постепенной ликвидации открытых полигонов складирования бытовых отходов, санации их территорий, планирования участков территории для размещения мусоросортирующих, мусоросжигающих и перерабатывающих предприятий, использующих современные технологии, которые отвечают требованиям экологической безопасности.