На главную
Генеральный план
Официальный текст Генерального плана
1. Общие положения
2. Основные направления территориального планирования города Новосибирска
3. Анализ состояния территории и направлений ее развития
4. Обоснование вариантов решения задач территориального планирования
5. Обоснование предложений по территориальному планированию города
6. Комплекс организационных мероприятий по территориальному планированию города Новосибирска, этапы их выполнения
Приложение к Генеральному плану
Карты-схемы Генплана

2. Основные направления территориального планирования города Новосибирска, цели и задачи генерального плана города Новосибирска

2.1. Основные направления территориального планирования города Новосибирска

2.1.1. Генеральный план города Новосибирска определяет основные направления территориального планирования города Новосибирска, включающие цели и задачи по их реализации.

2.1.2. Основные направления территориального планирования города Новосибирска базируются на:

комплексной оценке современного состояния территории и потенциала ее градостроительного развития;

прогнозируемых изменениях, направлениях и параметрах развития территории.

2.1.3. Оценка современного состояния территории проводилась по результатам анализа существующего использования территории города, главных проблем и направлений ее комплексного развития, что позволило выявить и обосновать:

  • имеющиеся и необходимые территориальные ресурсы развития города;
  • градостроительные особенности упорядочения его функционально-пространственной структуры;
  • направления совершенствования инфраструктурного развития территории;
  • пути поэтапного решения задач территориального планирования.

2.1.4. Перспективы и параметры прогнозируемого развития территории города Новосибирска и задачи их достижения принимаются:

  • в соответствии со Стратегическим планом устойчивого развития города Новосибирска, который определил стратегические цели и направления роста экономического и культурного потенциала города, пути усиления его конкурентоспособности, конкретизировал задачи повышения уровня жизни всех слоев населения, обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды и улучшения качества городской среды;
  • с учетом прогноза демографической ситуации, миграционных процессов, которые легли в основу расчета численности населения города на перспективу (1700 тыс. человек к 2030 году);
  • на основе анализа территориального роста города с учетом градостроительных ограничений и условий его взаимосвязанного развития с другими городами в системе новосибирской агломерации, а также центральной роли города Новосибирска в системе расселения Новосибирской области.

Учтены основные положения разрабатываемых документов стратегического планирования Новосибирской области: стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года, схемы территориального планирования Новосибирской области до 2025 года, согласно которым город Новосибирск усиливает свои позиции и статус на федеральном, межрегиональном и областном уровнях.

Генеральный план города Новосибирска предполагает, что дальнейшее развитие города Новосибирска по расширению его границ становится возможным при условии согласованного территориального планирования органами государственной власти Новосибирской области и органами местного самоуправления заинтересованных муниципальных образований Новосибирского района.

2.1.5. Цели и задачи Генерального плана города Новосибирска конкретизированы и уточнены в соответствии с требованиями Градостроительного, Земельного, Водного и Лесного кодексов Российской Федерации.

2.2. Цели Генерального плана города Новосибирска

Целями Генерального плана города Новосибирска являются обеспечение устойчивого развития города и создание безопасной и благоприятной городской среды жизнедеятельности населения на основе рациональной функциональной и планировочной организации использования территории с учетом градостроительных особенностей развития города.

2.3. Основные задачи Генерального плана города Новосибирска

2.3.1. Обеспечение рационального и безопасного использования территории с соблюдением требований:

охраны окружающей среды и экологической безопасности, ограничения негативных воздействий существующих и планируемых объектов;

обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2.3.2. Обеспечение рационального использования природных ресурсов и планирования развития территории на основе:

сохранения существующих природных и озелененных территорий, объектов водного фонда;

расширения территорий озеленения и формирования системы ландшафтно-рекреационных зон во взаимосвязи с городскими и пригородными лесами.

2.3.3. Обеспечение рационального использования и планирования развития территорий общегородского центра на основе:

  • обеспечения охраны территории объектов культурного наследия в соответствии с требованиями законодательства;
  • сохранения объектов и зон, представляющих историческую, архитектурную, градостроительную ценность, являющихся образцами градостроительства различных исторических периодов;
  • развития территории исторически сложившейся центральной части города, повышения эффективности ее использования, формирования системы общественных зон и градостроительных комплексов представительского, культурного, досугового и туристического профиля;
  • сохранения и развития жилых зон посредством комплексной реконструкции и благоустройства существующих и создания новых жилых комплексов, отвечающих градостроительным параметрам организации городской среды в центральной части города;
  • расширения территории общественно-деловых зон общегородского центра путем планируемого развития в правобережной и левобережной частях города за счет включения площадей, участков территории вдоль главных магистралей, набережных реки Оби в систему общественного центра;
  • выноса всех предприятий и коммунальных объектов с территории исторического центра города.

2.3.4. Обеспечение рационального использования территориальных ресурсов и планирования развития застроенных и новых жилых территорий на основе определения территорий жилых зон для размещения новой много- и среднеэтажной застройки, малоэтажного (в том числе, индивидуального) жилищного строительства в объеме, необходимом для обеспечения ввода жилья в требуемых целевых параметрах с учетом расселения жителей сносимого ветхого и аварийного жилищного фондов.

Целевые параметры:

  • увеличение до 2020 года объемов строительства и ежегодного ввода в эксплуатацию жилья с достижением показателя 1 кв. м на человека в год;
  • повышение к 2030 году (с учетом выбытия жилья) уровня жилищной обеспеченности до 28 - 30 кв. м на человека;
  • увеличение к 2030 году емкости жилищного фонда до 51 млн. кв. м общей площади;
  • увеличение объемов сносимого ветхого и аварийного жилищного фонда:

до 2010 года – 428 тыс. кв. м;

до 2015 года – 600 тыс. кв. м;

до 2030 года – 800 тыс. кв. м;

  • определение участков застроенных территорий, подлежащих комплексной реконструкции со сносом ветхого и аварийного жилищного фонда;
  • передислокация существующих производственных и коммунально-складских объектов, которые не соответствуют условиям размещения в составе жилых территорий;
  • выявление наиболее перспективных участков жилищного строительства на прилегающих к городу территориях в увязке с задачей упорядочения функционально-планировочной структуры города;
  • увязка экологических, санитарно-гигиенических требований к организации жилых зон с развитием транспортной, инженерной инфраструктур и рекреационных зон.

2.3.5. Обеспечение рационального использования существующих в границах города территорий, предназначенных для ведения дачного хозяйства, огородничества и садоводства путем:

  • постепенного сокращения доли этих территорий в общем балансе территории города за счет перевода их в статус жилых, общественно-деловых и рекреационных зон;
  • планирования размещения новых дачных и садоводческих участков преимущественно на пригородных территориях с учетом развития транспортной инфраструктуры, размещения ландшафтно-рекреационных территорий в соответствии с документами территориального планирования Новосибирской области и муниципальных образований в пригородной зоне города Новосибирска.

2.3.6. Обеспечение планирования развития общественно-деловых территорий путем:

  • расширения видов и размеров зон общественно-делового использования с учетом укрепления роли города Новосибирска как полифункционального сервисного инфраструктурного центра в системе расселения Новосибирской области и Западно-Сибирского региона;
  • формирования линейно-узловой системы общественных территорий, включая территории исторической центральной части города Новосибирска и участков вдоль существующих и планируемых магистралей, вокруг площадей и транспортно-пересадочных узлов, участков набережных по обоим берегам реки Оби;
  • определения перспективных участков территории для размещения крупных общественных объектов регионального уровня, первоклассных гостиниц, комплекса международного торгового центра, офисно-деловых центров класса А, зданий иностранных банков, штаб-квартир крупнейших отечественных и зарубежных корпораций, зданий вузов, объектов культуры, административных зданий федерального и областного уровней власти;
  • формирования на территориях планировочных секторов города Новосибирска местных общественно-деловых центров на базе имеющихся участков размещения существующих объектов общественно-делового использования, сопряженных с остановочными и пересадочными узлами общественного транспорта;
  • создания на общественно-деловых территориях пешеходных общественных зон и коммуникаций, изолированных от транспортных магистралей;
  • активного использования подземного пространства для размещения стоянок автомобильного транспорта, создания внеуличных переходов в местах крупных общественно-транспортных узлов.

2.3.7. Обеспечение планирования развития, реорганизации и рационального использования производственных территорий путем:

  • реорганизации территорий существующих промышленных зон, состояние которых не соответствует экологическим, санитарно-гигиеническим и градостроительным требованиям, для повышения эффективности использования территории;
  • пересмотра размеров санитарно-защитных зон предприятий и приведение их в соответствие с нормативными требованиями;
  • резервирования участков территории существующих промышленных зон для передислокации производственных и коммунальных объектов из центральной части города и из жилых зон;
  • формирования новых промышленных зон за счет возможного изменения границ города для размещения производственных и коммунальных объектов с учетом размещения существующих промышленных зон, строительства новых объектов энергетики и коммунального хозяйства города, трассировки федеральных дорог внешнего транспорта;
  • размещения и развития научно-производственных зон с учетом сложившейся специализации планировочных секторов города Новосибирска во взаимосвязи с размещением образовательных учреждений и комплекса технопарка на территории Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук.

2.3.8. Обеспечение планирования комплексного развития территорий, объектов и сооружений транспортной инфраструктуры на основе:

  • развития и модернизации объектов, сооружений и коммуникаций метрополитена, автомобильного, железнодорожного, воздушного, речного транспорта с учетом прогнозируемой интенсивности передвижений и уровня автомобилизации населения города (300 автомобилей на 1000 жителей к 2015 году и до 400 автомобилей на 1000 жителей к 2030 году);
  • сбалансированного развития различных видов существующего и планируемого транспорта, установления границ, необходимых для развития территорий транспорта с учетом преимущественного формирования его скоростных видов, создания системы автомобильных магистралей непрерывного движения во взаимосвязи с федеральными дорогами внешнего транспорта; 

повышения эффективности, надежности и безопасности функционирования транспортной инфраструктуры за счет:

  • развития инженерного оборудования транспортной улично-дорожной сети города путем создания системы путепроводов, многоуровневых развязок, пешеходных переходов и иных объектов, связанных с обеспечением безопасности и комфортности жизнедеятельности населения;
  • обеспечения снижения вредных воздействий объектов и сооружений транспортной инфраструктуры на окружающую среду;
  • оптимизации размещения на территории города существующих железнодорожных веток и подъездных путей, переездов для устранения препятствий развития транспортной инфраструктуры и использования территории для строительства объектов жилого и общественно-делового использования;
  • размещения многоярусных стоянок подземного и наземного типов для постоянного и временного хранения индивидуальных автотранспортных средств на территориях коммунальных зон, общественно-деловых и рекреационных территориях;
  • более эффективного использования сложившейся инфраструктуры железнодорожного транспорта для организации внутригородских пассажирских перевозок;
  • определения перспективного развития линий и объектов метрополитена и установления необходимых для этого границ и размеров территории с учетом программ строительства Новосибирского метрополитена, перспективного развития жилых и общественно-деловых территорий города;
  • планирования передислокации объектов речного грузового порта и изменения использования территории, занимаемой в настоящее время аэропортом «Северный»;
  • оптимизации улично-дорожной сети центральной части города путем ее реконструкции, использования подземного пространства для размещения автостоянок, поэтапной реконструкции и модернизации трамвайных линий и осуществления других мероприятий с учетом соблюдения градостроительных требований сохранения объектов исторического центра города.

2.3.9. Обеспечение планирования развития и модернизации зон и объектов инженерной инфраструктуры на основе:

  • определения зон размещения объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения на период до 2030 года;
  • комплексного развития зон и объектов инженерной инфраструктуры, определения параметров их функционирования в соответствии с перспективным развитием территории города, размещением основных функциональных зон и в целях обеспечения  планируемых объемов жилищного строительства объектами инженерного использования;
  • обеспечения безопасности и надежности систем инженерной инфраструктуры, в том числе путем создания систем защиты поверхностных и подземных источников водоснабжения, а также размещения и модернизации объектов очистки и утилизации промышленных, бытовых и поверхностных стоков;
  • размещения автономных локальных источников электроснабжения и теплоснабжения на территориях, планируемых под застройку и не охваченных существующими централизованными системами.

2.3.10. Обеспечение рационального использования и планирования территорий специального использования путем:

  • рационального использования территорий существующих зон специального использования, в том числе объектов размещения отходов потребления и иных объектов, размещение которых недопустимо в иных территориальных зонах;
  • обустройства территорий существующих кладбищ и обоснованного нормативными требованиями расширения их земельных участков с учетом градостроительных и санитарно-гигиенических требований;
  • размещения крематориев, кремационных комплексов и необходимых объектов обслуживания в пределах границы города Новосибирска;
  • постепенной ликвидации открытых полигонов складирования бытовых отходов, санации их территорий, планирования участков территории для размещения мусоросортирующих, мусоросжигающих и перерабатывающих предприятий, использующих современные технологии, которые отвечают требованиям экологической безопасности.